Выявление и оценка рисков в цепочке поставок

Процесс выявления рисков поставщика включает в себя несколько процедур:

  • процедуры, реализуемые в рамках Системы проверки ЦП;
  • механизм, обособленный от Системы проверки ЦП, — проверка контрагентов на предмет благонадежности, платежеспособности и финансовой устойчивости (далее — проверка благонадежности).

Проверка благонадежности — обязательная часть процесса контрактации, которая не является частью Системы проверки ЦП и проводится в отношении всех потенциальных поставщиков Группы. Таким образом, процесс выявления рисков в отношении цепочки поставок начинается до этапа заключения договора с потенциальным поставщиком.

Данная проверка нацелена на подтверждение соответствия контрагента применимому законодательству, отсутствия коррупционных рисков, а также надежности поставщика в части выполнения им договорных обязательств. Помимо изучения регистрационных данных и данных об операционной и финансовой деятельности поставщика, специалисты «Норникеля» анализируют общедоступную информацию о руководстве и бизнес-окружении потенциального контрагента.

На основе проведенной проверки благонадежности принимается решение о дальнейшем сотрудничестве с потенциальным поставщиком. Проверка проводится также в отношении действующих поставщиков, в случае если с момента предыдущей проверки прошло более 12 месяцев.

Основной процесс выявления рисков в цепочке поставок минерального сырья реализуется в рамках Системы проверки ЦП и состоит из нескольких этапов.

Карьер
Общая схема комплексной проверки и управления рисками цепочки поставок минерального сырья Группы

Первым этапом в комплексной проверке поставщиков минерального сырья является выявление индикаторов риска в цепочке поставок. Если при проведении первого этапа оценки индикаторы риска были выявлены, проводится расширенная комплексная проверка поставщика для выявления, а также подтверждения наличия или отсутствия риска. В случае подтверждения наличия риска определяется его уровень и далее совместно с поставщиком разрабатываются мероприятия по управлению риском, после реализации которых принимается окончательное решение о дальнейшем взаимодействии с поставщиком.

Каждый этап проверки реализуется при помощи специально разработанных инструментов, которые раскрыты далее более подробно.

Выявление индикаторов наличия рисков в цепочке поставок минерального сырья

Выявление индикаторов риска свидетельствует о потенциальном наличии рисков в цепочке поставок. Согласно Системе, основным индикатором риска является факт происхождения или транзита минерального сырья через страны CAHRA, его добычи в странах с ограниченными запасами полезных ископаемых, а также любые финансовые и юридические связи контрагента с поставками из стран CAHRA. Кроме того, индикатором риска считается отсутствие формального подтверждения согласия поставщика с Кодексом или невозможность специалистам «Норникеля» оценить степень соответствия поставщика Кодексу на основании предоставленных документов.

Процесс выявления индикаторов риска цепочки поставок минерального сырья

Процесс выявления индикаторов риска в Компании выстроен следующим образом: первично проводится идентификация поставщика и поставляемого им сырья, а также всех элементов цепочки поставок. Для этого поставщик заполняет опросник, в котором отображает свою цепочку поставок. Опросник является отдельным инструментом, используемым для картирования цепочки поставок минерального сырья и получения информации о взаимодействии поставщика с субпоставщиками (поставщиками второго и выше уровня по отношению к «Норникелю»). Далее эти данные анализируются специалистами профильных департаментов Главного офиса Компании и дивизионов, после чего проводится оценка поставщика. Данная оценка позволяет выявить индикаторы риска.

С целью выявления наличия перечисленных индикаторов рисков цепочки поставок Компания использует следующие инструменты и процессы, разработанные в соответствии с лучшими практиками компаний отрасли:

  • анкета «Знай своего поставщика»;
  • опросник отображения цепочек поставок;
  • инструмент оценки CAHRA;
  • анкета соответствия Кодексу.

Анкета «Знай своего поставщика»

Для первоначального выявления индикаторов риска Компания направляет поставщикам анкету «Знай своего поставщика».

Помимо сбора актуальной информации о владельцах компании-поставщика минерального сырья, анкета «Знай своего поставщика» включает в себя вопросы об операциях в рамках цепочки поставок:

  • характере основной деятельности контрагента и его географической структуре;
  • поставляемом минеральном сырье;
  • наличии применимых лицензий;
  • ключевых поставщиках контрагента;
  • подходе к управлению своей цепочкой поставок и зрелости соответствующих практик.

Опросник отображения цепочек поставок

Данный инструмент представляет собой форму, которая заполняется для подробного отображения цепочки поставок минерального сырья, а именно прямых поставщиков и субпоставщиков Компании. В форме приводится текущая структура поставок минерального сырья определенного дивизиона и детальная информация об источниках сырья в разбивке по каждому поставщику. Данные, собранные в результате заполнения этого опросника отображения цепочки поставок (далее — Опросник), позволяют установить количество поставщиков, их принадлежность Группе, вид, объем и географический источник сырья, поставленного за выбранный период, а также возможные риски поставщика согласно Руководящим принципам ОЭСР.

Опросник помогает специалистам «Норникеля» комплексно отобразить цепочку поставок минерального сырья и отследить потенциальные риски на ее этапах.

Инструмент оценки CAHRA

Чтобы определить, входит ли страна в список CAHRA, Инструмент оценки CAHRA рассматривает более 150 стран на предмет высокого уровня коррупции и легализации доходов, полученных преступным путем, политической нестабильности или репрессий, институциональной слабости, отсутствия безопасности, разрушения гражданской инфраструктуры и широкой распространенности насилия, нарушений прав человека и нарушений национального или международного права. Инструмент использует следующие источники данных, чтобы определить, включена ли страна в список CAHRA:

  • 10 индексов и показателей, рекомендованных RMI;
  • Список CAHRA в соответствии с разделом 1502 закона Додда — Франка (США);
  • Список CAHRA, принятый Европейским союзом в соответствии с Регламентом 2017/821.

Анкета соответствия Кодексу

В процессе комплексной проверки поставщика Компания также определяет степень соответствия поставщика минерального сырья Кодексу корпоративного поведения поставщика «Норникеля», основываясь на заполненной поставщиком анкете соответствия Кодексу и предоставленном пакете документов, подтверждающих степень соответствия.

Структура анкеты основана на требованиях Кодекса в области экологических, социальных вопросов и вопросов корпоративного управления. Данный инструмент позволяет определить текущий статус ESG-практик поставщика, в том числе в сфере ответственной цепочки поставок. По результатам анкетирования Компания углубляет понимание своей цепочки поставок и зрелости ESG-практик поставщиков, а также выявляет возможности для совершенствования бизнес-процессов поставщиков.

Оценка рисков в цепочке поставок минерального сырья

В случае выявления индикатора риска проводится расширенная риск-ориентированная комплексная проверка поставщика.

Руководящие принципы ОЭСР определяют следующий перечень потенциальных рисков, которые могут возникнуть на этапах цепочки поставок.

  • серьезные нарушения прав человека, в том числе жестокое, негуманное и унизительное обращение, любые формы пыток и принудительного труда, наихудшие формы детского труда, другие грубые нарушения прав человека, военные преступления или иные серьезные нарушения международного гуманитарного права, преступления против человечности или геноцид;
  • прямая или косвенная поддержка негосударственных вооруженных группировок;
  • прямая или косвенная поддержка государственных или частных служб безопасности, осуществляющих незаконный контроль, обложение сборами или вымогательство В точках доступа к участкам добычи, транспортным маршрутам, местам торговли минеральным сырьем, а также в адрес поставщиков минерального сырья второго и выше уровня по отношению к «Норникелю». .;
  • мошенническое искажение фактов о происхождении полезных ископаемых или взяточничество в целях искажения или утаивания происхождения полезных ископаемых;
  • легализация доходов, полученных преступным путем;
  • неуплата налогов, сборов и роялти, причитающихся государству.

В случае выявления и подтверждения наличия риска определяется его уровень и далее совместно с поставщиком разрабатывается план управления риском. В отдельных случаях при подтверждении рисков с нулевой терпимостью Компания может пересмотреть дальнейшее взаимодействие с поставщиком.

Кроме того, Компания проводит мониторинг поставщиков, в отношении которых была проведена расширенная комплексная проверка цепочек поставок (т. е. ранее у этих поставщиков были выявлены индикаторы риска). Процедура проведения мониторинга включает сбор данных о деятельности поставщика и при необходимости проведение аудитов, в том числе на месте фактической добычи, транспортировки и переработки минерального сырья.

Для проведения расширенной комплексной проверки в случае подтверждения риска цепочки поставок в Компании были разработаны специальные инструменты и процессы на основе лучших практик компаний отрасли и их применимости в Российской Федерации:

  • инструмент оценки рисков цепочек поставок;
  • сбор информации из общедоступных источников;
  • аудиты, проводимые сторонними организациями по заказу Компании.

Инструмент оценки рисков цепочек поставок

Расширенная комплексная проверка включает в себя проверку поставщика на предмет наличия и уровня рисков. При формировании рискориентированного подхода Системы проверки ЦП за основу были взяты риски Руководящих принципов ОЭСРПодробнее о рисках Руководящих принципов ОЭСР читайте в подразделе «Оценка рисков в цепочке поставок минерального сырья».

Такая оценка проводится с использованием инструмента оценки рисков цепочек поставок. Он содержит в себе перечень рисков и критерии их оценивания, на основании которых делается заключение об уровне риска. Это необходимо для разработки и принятия соответствующих мер по управлению рисками.

Сбор информации из общедоступных источников

В целях получения более подробной информации о поставщике организуется сбор данных о деятельности контрагента посредством анализа открытых источников. Для этого дополнительно изучаются аудиторские отчеты и отчеты общественных организаций и правительственных органов о деятельности поставщика, а также отраслевые публикации, новостные статьи и информация контрагентов. Помимо изучения документальных материалов, Компания также взаимодействует с представителями местных сообществ и организаций.

Проведение аудитов поставщика

Для изучения фактических условий добычи, транспортировки, переработки и экспорта на предприятиях поставщика Компания может инициировать проведение аудита с привлечением сторонних организаций. Аудит действий поставщика проводится для выявления и оценки неблагоприятных последствий, которые реализуются при потенциальном или фактическом наступлении риска.

Регулярность проведения оценки рисков и участие в ней руководства

В связи с активными изменениями геополитического ландшафта и для своевременной актуализации требований к контрагентам оценка рисков поставщиков минерального сырья, как и проверка районов на предмет вхождения в список CAHRA, проводится ежегодно или при возникновении существенных изменений в цепочке поставок.

Дивизионы отвечают за формирование внутренней отчетности о проведенных комплексных проверках цепочек поставок минерального сырья, включая результаты оценки и управления рисками. Департамент устойчивого развития Главного офиса «Норникеля» также формирует отчет о комплексной проверке и мониторинге на уровне всей Группы.

Регулярность проведения оценки рисков и участие в ней руководства